НИКОЛАЙ МАЛОФЕЕВ: «Коррекционными игрушки становятся в руках специалиста или правильно выученного родителя»

 

Продолжаем знакомство со спикерами научно-практической  конференции «Игровая культура современного детства», которая 28–30 сентября пройдет в Москве. Директор Института коррекционной педагогики РАО, профессор, доктор педагогических наук, действительный член (академик) РАО Николай Николаевич Малофеев выступит модератором секции «Психотерапевтические и коррекционные возможности игры и игрушки».

 

– Николай Николаевич, как часто игры и игрушки используются в коррекционной педагогике?

 

– Так же часто, как в процессе обучения любого ребенка - повседневно, на каждом занятии, а также в свободной деятельности. Воспитывать и обучать ребенка с ограниченными возможностями здоровья трудно: много сил затрачивают не только взрослый, но и сам ребенок. Игрушки же позволяют сделать этот процесс интересным, занимательным для малыша, когда он «играючи» решает учебные задачи.

 

Разумеется, существует специфика выбора игр и игрушек

 

В частности, в работе со слепыми и слабовидящими детьми игрушки приходится использовать намного дольше, чем обычно. Это объясняется необходимостью формирования предметных представлений у незрячих детей вплоть до подросткового возраста. Далеко не всегда можно дать ребенку ощупать реальный объект, игрушки же (пластилин, кубики, мозаика…) помогают сформировать правильный образ реального предмета.

 

Особое место в практической коррекционной работезанимают настольные игры. К сожалению, те немногие, что специально адаптированы для детей с нарушением зрения, очень дорогие и, не стану скрывать, не всегда желаем качества. Поэтому родителям и педагогам приходится «дорабатывать» интересные и полезные настольные игры самостоятельно, например, нанося брайлевскоешеститочие, рельефный рисунок, тиснение, контур…

 

– Можно ли с помощью игр и игрушек добиться значимых результатов в коррекционной работе? Каких?

 

– Да, конечно. Вновь обратимся к практике обучения детей с нарушением зрения. В коррекционной работе с малышами чаще используются реальные объекты, потом они заменяются игрушкой. Эта последовательность задана тем, что игрушка не всегда позволяет слепому ребенку понять форму, размер, вес, фактуру реального объекта. У него может сформироваться неправильное предметное представление. Вспомним популярный игровой набор «Доктор», в который входят подобия медицинских инструментов, размеры, цвет, фактура этих заменителей не мешают игре. А вот слепой малыш, в чьи руки попадет набор, будет думать, что фонендоскоп – это пластмассовый, твердый, розовый (при наличии цветового зрения) предмет. В реальной жизни, приходя на прием к врачу, он может испугаться железного, резинового, металлического, мягкого и черного предмета. Для него это два разных объекта.

 

В более старшем возрасте, игрушки уже становятся необходимым замещением реальных предметов. Особенно часто игрушки используются при обучении детей социально-бытовой ориентировке. Если педагог или родитель подберет игрушки и игры в соответствии с образовательными потребностями (и состоянием зрительных функций) конкретного ребенка, то можно добиться весьма значимых результатов.Например, тактильная доска. Для слепого ребенка прикрепленные на ней предметы, обязательно должны объединяться по категориям. Так, нельзя на одну доску закрепить ложку, электрическую розетку, замок, шнуровку и мягкую игрушку. Для незрячего ребенка подобное произвольное совмещение лишено смысла. Лучше тематическое объединение например, набор современных электрических розеток (одинарные, двойные, евро…) и вилок к ним. Набор столовых приборов. Набор разнообразных замков и ключей к ним. Так слепому малышу будет проще научиться классифицировать предметы и научиться пользоваться ими.

 

Разностороннее влияние на развитие ребенка с нарушенным слухом оказывают игры-занятия с сюжетными игрушками, в ходе игры с которыми неслышащийребенок учится моделировать поведение, поступки, взаимоотношения людей, понимать обращенную к нему речь. Постепенно у ребенка формируется потребность в речевом общении с окружающими, создаются благоприятные условия для активизации самостоятельной речи. Звучащие игрушки способствуют развитию слухового восприятия и обучению произношению.

 

– Что самое интересное, прорывное будет представлено на вашей секции?

 

– Обязательно будут представлены варианты адаптации обычных, массово выпускаемых игр и игрушек для детей с нарушением слуха, зрения, речи, расстройствами аутистического спектра.

 

В частности, будут показаны возможности использования игр и игрушек в реабилитации детей с кохлеарнымиимплантами.

 

– Какие игры и игрушки, с Вашей точки зрения, «лечат» детей?

 

– Вопрос не совсем точен, «лечат» не сами по себеигрушки, «коррекционными» они становятся в руках специалиста или правильно выученного родителя. Проблема наших детей в том и заключается, что их надо «втягивать» в игру, длительное время дети лишь бессмысленно манипулируют любой игрушкой, а их надо научить играть с ней.

 

Игра будет полезна ребенку, если он уловит смысл игровой ситуации, которую организует взрослый, эмоционально приобщится к ней и воспроизведет ее в своей игре.

 

Если вновь вспомнить о детях с нарушением зрения, то им игрушки способны помочь адаптироваться к окружающему миру. Иногда слепой ребенок сильно привязывается к определенной игрушке, отказывается без нее выходить из дома, заниматься. Ему необходимо держать ее в руках, так ему спокойнее. Педагоги и родители не должны препятствовать этому. Если такое психотерапевтическое воздействие понимать как «самолечение», то выбор «лечащей» тонизирующей игрушку следует доверить самому ребенку.

 

В редких случаях, при нарушениях образа собственного тела у слепого ребенка, в работе используются куклы, имеющие пропорции реального человека.Они помогают избежать болезненной убежденности нашего подопечного в наличии мнимого физического недостатка (дисморфомании), которая характерна для многих слепых подростков.

 

– Ваша рекомендация родителям детей, страдающих различными заболеваниями: на что они должны обращать внимание при выборе игрушек?

 

– Игрушки следует выбирать в соответствии не с паспортным, а с психологическим возрастом ребенком, учитывая имеющиеся у него ограничения жизнедеятельности, особые образовательные потребности.

 

Так, для детей с нарушением зрения:

 

1.Игрушки должны быть информативны, не перегружены мелкими деталями, не несущими смысловой нагрузки (отвлекающими, запутывающими) для слепого ребенка.

 

2. Текстура должна быть приятна при тактильном контакте. Если на игрушке есть шероховатости, зазубрины, сколы, то слепой ребенок обязательно их обследует, и его внимание будет концентрироваться именно на дефекте, а не на смысловой нагрузке игрушки.

 

3. Слепые дети часто не любят мех как натуральный, так и искусственный. Не следуетпредлагать малышу много мягких игрушек, особенно тех, чей цвет не имеет ничего общего с естественным окрасом реальных животных.

 

4. В доме слепому малышу дома необходимо организовать строго определенное место, где хранятся его игрушки. Лучше, если это будет открытый шкаф или полки, на которых все игрушки всегда расположены в определенном порядке. Нарушать этот порядок нельзя.

 

Родителям можно дать много рекомендаций, но их эффективность будет зависеть от особенностей конкретного ребенка. На выбор рекомендуемого игрового материаласильно влияютсостояние зрительных функций, интеллектуальное развитие, способ познания мира того, кому эти игрушки и игры предлагаются.

 

В рамках краткого интервью сложно даже в общих чертах рассказать о роли игры и игрушки в процессе воспитания и обучения НАШИХ детей, а потому всех, кому это важно и интересно, приглашаю 29 сентября с.г. принять участие в работе секции «Психотерапевтические и коррекционные возможности игры и игрушки».