Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе

О проекте Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе
Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста в качестве необходимого условия их успешного обучения в начальной школе (и на последующих ступенях обучения) является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В связи с этим разработка Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе (далее — Концепции) как основополагающего, базисного документа, позволяющего систематизировать работу по выравниванию стартовых возможностей детей дошкольного возраста, является на сегодняшний день весьма актуальной.
Цель предлагаемого проекта Концепции состоит в разработке механизмов, позволяющих детям 5—7 лет из разных социальных групп и слоев населения России получить полноценную подготовку к школе.
В связи с вышесказанным Минобрнауки полагает целесообразной разработку указанной Концепции, отмечая:
 соответствие ее содержательной части современным тенденциям развития дошкольного образования в Российской Федерации;
  соответствие нормативно-правовой стороны действующему законодательству Российской Федерации.
Проект Концепции заслуживает одобрения со стороны Минобрнауки России.

Начальник отдела общего образования                                                             И. И. Тараданова

ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
За последние десятилетия в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. По данным Всероссийской диспансеризации детей, только 32,1 % признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7 % имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2 % хронически больны. Результаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время не более 10 % детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми.
Семья и система образования являются теми социальными институтами, которые первыми призваны заботиться о здоровье, воспитании, развитии детей и подготовке их к школе.
В России, по признанию мировой общественности, создана уникальная система дошкольного образования, которая всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (5-7 лет) - как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования - к начальной школе.
В настоящее время основной организационной формой подготовки детей к школе являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. За 2005-2006 гг. число детей, охваченных дошкольным образованием, значительно увеличилось (по сравнению с группами кратковременного пребывания) в связи с предоставлением вне очереди мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Одна из проблем подготовки детей к школе, посещающих дошкольные образовательные учреждения, состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития, тесно связанные с образовательным содержанием, заложенным в программе. В результате показатели развития в разных программах несоотносимы друг с другом. К тому же перечни этих показателей весьма обширны, что приводит к громоздким процедурам проверки или (что чаще) к формальному приписыванию их ребенку, искажающему действительное положение дел. 
Вместе с тем при поступлении в школу ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Обычно это проверка частных умений и навыков (чтение, письмо, счет) и произвольно выбранные пробы из психодиагностических батарей тестов.
Итак, сложилась ситуация разрыва, с одной стороны, между показателями развития, используемыми в разных дошкольных образовательных программах, и, с другой стороны, между показателями развития, применяемыми на выходе из детского сада и при приеме ребенка в школу.
В то же время около 1 млн маленьких россиян не посещают дошкольные образовательные учреждения по целому ряду причин (недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребенка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др.).
В результате развития вариативных форм дошкольного образования в детских садах, школах, в культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования (библиотеках, музеях, клубах, домах детского творчества и т. д.) стали функционировать группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе ведется и в домашних условиях родителями или гувернерами, а в семьях риска - социальными работниками.
Образовательная работа с детьми 5-7 лет в условиях кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений отличается от той работы, которая ведется в группах полного дня. Заведующие и педагоги, работающие с детьми, недооценивают значение детских видов деятельности, разнообразие форм их организации, которые позволяют развивать важнейшие личностные качества, коммуникативные навыки и познавательные интересы детей. Не учитывается тот важный факт, что эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов детской деятельности и форм их организации, которые в совокупности обеспечивают все направления развития ребенка и создают целостный образ жизни старшего дошкольника. Непонимание закономерностей целостного развития ребенка в период дошкольного детства часто приводит к тому, что в группах кратковременного пребывания ведутся только учебные занятия, а игра и различные виды свободной самостоятельной деятельности ребенка в кругу сверстников исключаются полностью.
На базе школ, культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования подготовка детей к школе в условиях кратковременного пребывания выглядит еще менее привлекательно.
 В школах занятия с детьми проходят в учебных классах, где мебель не соответствует росту детей. В культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования для занятий с детьми используются помещения, которые часто не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Дети вынуждены долго работать при искусственном освещении, поскольку занятия организуются в вечерние часы. Не выполняются требования смены видов деятельности, методы и приемы воздействия на детей не соответствуют специфике дошкольного возраста. Занятия с детьми 5-7 лет проводят преимущественно учителя-предметники или другие специалисты, нередко не имеющие подготовки к работе с детьми дошкольного возраста. Используются программы первого класса школы с комплектами методического обеспечения, в содержание которых включены узкоспециальные навыки счета, чтения, подготовки руки к письму.
Вместе с тем результаты специального изучения свидетельствуют о том, что в группы кратковременного пребывания поступает 80 % детей с проблемами в сфере произвольной регуляции (недостаточность самостоятельной организации и элементарного планирования деятельности, волевых усилий по достижению цели) и в сфере взаимодействия со сверстниками (неумение наладить совместную деятельность на основе взаимного уважения, соблюдения общепринятых норм и правил).
Все эти особенности детей, поступающих в группы кратковременного пребывания, необходимо учитывать в образовательном процессе, направив его не столько на желаемую родителями интеллектуализацию и формализацию навыков учебной деятельности, сколько на решение общеразвивающих задач, на гармоничный личностный рост ребенка. Иными словами, каждый ребенок дошкольного возраста должен получить полноценное дошкольное образование независимо от вида учреждения, которое он посещает.
Вызывает обеспокоенность тот факт, что на сегодня органы управления образованием не располагают ни критериями, ни инструкциями относительно проверки условий и профессиональной квалификации сотрудников, работающих с детьми в школах, культурно-образовательных центрах и учреждениях дополнительного образования.
Что касается подготовки детей к школе в домашних условиях, то она представляет серьезные трудности. В первую очередь это связано с тем, что индивидуальная работа с ребенком требует специальных подходов к ее организации. Для такой работы требуются специальные программы, наглядные пособия и дидактические материалы. Социальные работники, взаимодействуя с детьми из семей риска, сталкиваются с вопросами, которые требуют особой юридической и психолого-педагогической подготовки. В связи с этим они остро нуждаются в специальной литературе и пособиях для работы с детьми и их родителями.
Особым объектом социально-педагогической поддержки при подготовке к школе являются дети, живущие в сельской местности. Сельские жители заняты преимущественно хозяйственным трудом, который требует больших физических и временных затрат, поэтому у родителей остается мало времени на воспитание детей.
 Сельская среда более статична, однообразна; здесь ниже, чем в городах, образовательный уровень населения, скудна культурная информация; отмечается высокий уровень безработицы, распад сельскохозяйственных предприятий, колхозов и совхозов, пьянство сельских жителей.
К настоящему времени в сельской местности почти в четыре раза сократилось количество детских садов, что привело к увеличению числа детей с проявлениями социально-педагогической запущенности, нуждающихся в социально-педагогической помощи. Для работы с такими детьми необходимо создать условия не только для подготовки к школе, но и для общего развития детей, подготовить специалистов и разработать программно-методическое обеспечение.
В особой помощи при подготовке к школе нуждаются дети из неблагополучных семей. Потеряв жизненные ориентиры, родители таких детей не пользуются льготами, предоставленными государством, и не желают определять своих детей в дошкольные образовательные учреждения или в группы кратковременного пребывания. В результате дошкольники не получают необходимого развития для освоения школьной программы, что в дальнейшем приводит к затруднениям в овладении новым ведущим типом деятельности – учебной и нарушениям в межличностных отношениях. Психолого-педаго­гические проблемы, которые возникают у этих детей в начальной школе, усугубляются в подростковом возрасте и порождают новые негативные последствиям - проявления девиантного поведения.
Необходимо особо выделить дошкольные образовательные учреждения, расположенные как в городах, так и в сельской местности субъектов Российской Федерации, где организована работа по подготовке детей к школе на двуязычной основе. Процент учреждений, в которых общение детей осуществляется на родном (нерусском) языке, относительно велик в республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутии), Калмыкия, Чувашия и др. В таких учреждениях билингвальный подход рассматривается только в свете современной интеграционной концепции образования. При такой модели организации работы по подготовке детей к школе собственная или родная культурная среда ребенка не только не подавляется, а подчеркивается и развивается в свете сравнений и обогащений со средой второго языка. Именно поэтому необходима разработка билингвальной интегрированной подачи развивающего материала с элементами творческого поиска, дидактических материалов и пособий. Возникает проблема подготовки специалистов для работы в таких учреждениях.
Требуют решения и проблемы, связанные с подготовкой к школе детей, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни. В условиях Крайнего Севера функционируют кочевой детский сад-школа, стойбищный детский сад, интернат семейного типа. Однако до настоящего времени для этих учреждений не разработана нормативная и материальная база.
Следует определить и специальные подходы в работе с детьми иммигрантов из разных социальных групп и слоев населения при их подготовке к школе с учетом того, что изучение русского языка в дошкольном возрасте и приобщение детей к традициям и культуре многонационального народа России является важным вкладом в будущее экономическое и общественное развитие страны.
Анализ ситуации показывает, что в вопросах подготовки детей к школе накопилось немало проблем, так или иначе связанных с организацией, содержанием и методическим обеспечением образования детей 5-7 лет.
Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе имеет целью разработку механизмов, позволяющих детям 5-7 лет из разных социальных групп и слоев населения России получить полноценную подготовку к школе. Для достижения этой цели предполагается решение следующих взаимосвязанных задач:
· разработка и введение единых планируемых результатов личностного развития ребенка, обеспечивающего его подготовку к школе;
· проектирование и введение обязательного минимума основных образовательных программ;
· разработка методического обеспечения образовательных программ с учетом вариативных форм организации дошкольного образования.
 В дошкольных образовательных учреждениях с подготовкой детей к школе на двуязычной основе для решения поставленных задач необходимо:
− осуществляя билингвальную подготовку, поддерживать и развивать ту часть образования, которая осуществляется на родном языке;
− содержание развивающего материала и его качество на любом из неродных языков подбирать так, чтобы ребенок мог равноценно использовать эти языки в повседневном общении (чем быстрее ребенок прогрессирует в освоении языков, тем больше материала ему можно давать на этих языках).
Так как билингвальные программы рассчитаны не на ассимиляцию, а на интеграцию и плюрализм, ни один язык не должен иметь особых привилегий.
Все специалисты по дошкольному образованию и воспитанию должны обладать достаточной языковой компетенцией, позволяющей эффективно строить работу на двуязычной основе.
1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
По мнению отечественных и зарубежных ученых, готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.
Физическая готовность- это состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Личностная готовность- это определенный уровень произвольности поведения, сформированность навыков общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, умение слушать и слышать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность- это овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), развитость образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, овладение элементами учебной деятельности внутри специфически детских видов деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры) - выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения познавательных задач, наличие элементарного кругозора и компетенции (представления о мире людей, вещей, природе и т. д.).
Здоровье и физическое развитие детей. Распространенность патологии и заболеваемость среди детей в возрасте от 3 до 17 лет ежегодно увеличивается на 4—5 %. Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, учащение острой и обострение хронической патологии у детей происходят в период получения систематического образования.
Все это диктует необходимость совершенствования как организации образовательного процесса, так и его медицинского сопровождения.
Оздоровление детей должно стать обязательной составной частью работы дошкольного образовательного учреждения любого типа. Данное положение должно найти отражение в документах всех уровней, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений.
Ключевым фактором в улучшении медицинского обслуживания в дошкольном образовательном учреждении должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и образовательного учреждения как на этапе подготовки ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения, так и в течение всего периода его пребывания в детском саду.
В период подготовки ребенка к поступлению как в образовательное учреждение полного дня, так и в группу кратковременного пребывания участковым педиатром проводится:
· многофакторная (комплексная) оценка состояния здоровья ребенка с учетом результатов обследования специалистами, с подготовкой подробного эпикриза;
· коррекция выявленных отклонений в состоянии здоровья и развития по результатам комплексной оценки;
· определение готовности ребенка к поступлению в образовательное учреждение, прогнозирование течения адаптационного периода, психолого-медико-педагогические назначения на период адаптации для родителей и персонала.
В период посещения ребенком как образовательного учреждения полного дня, так и группы кратковременного пребывания участковый педиатр проводит:
· мониторинг состояния здоровья детей с привлечением специалистов поликлиники;
· выявление детей групп направленного риска и формирование общих и индивидуальных программ оздоровления детей;
· оценку эффективности проводимых мероприятий.
Перед поступлением ребенка в школу необходимо:
· прогнозирование течения адаптации ребенка к школе;
· формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций на период адаптации.
 В области физической культуры и здоровья детей 5-7 лет предлагается комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление здоровья, формирование физической культуры.
 1. Здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников, которая включает:
· комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребенка и готовности его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей;
· отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и функциональных возможностей на данном этапе развития; отказ от «школьного» типа обучения детей дошкольного возраста.
2. Для достижения высокого качества работы по физической культуре планируется:
·  использование современных технологий обучения разным видам движений, повышение эффективности занятий физической культурой, мониторинг физического развития и состояния здоровья детей;
· разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала;
· привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья;
· модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения личностно-ориентированных педагогических технологий: разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности детей и состояния их здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий;
· внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности;
· разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом уровня индивидуального развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
3. Использование комплексов физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных способностей детей (координационных, ловкости, быстроты, движений, силы, скорости, гибкости) с целью совершенствования адаптивных и функциональных возможностей детского организма.
Для детей с ограниченными возможностями и проблемами в здоровьеи физическом развитии необходимо создать адаптивную образовательную среду, а также среду, направленную на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.
Создание условий для полноценного психического развития. Центральной задачей подготовки детей к школе, наряду с сохранением и укреплением здоровья, является обеспечение их своевременного и полноценного психического развития.
 Базовое звено дошкольного образования – дошкольное образовательное учреждение, модернизация которого предполагает достижение нового качества дошкольного образования: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Воспитание как особый приоритет в дошкольном образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий образовательный процесс.
В целях создания условий для достижения современного качества подготовки к школе необходим новый подход к содержанию и организации работы с детьми.
Содержание и организация образования детей 5-7 лет определяются:
· задачами, которые общество ставит относительно новых поколений;
· возрастными особенностями детей;
· языковой и культурной средой;
· преобладанием игровой деятельности.
С учетом возрастных особенностей детей необходимо выделить два направления в отборе содержания образования в дошкольном детстве:
1) приобщение детей к накопленным опыту и достижениям человечества (этическим, социальным, эстетическим, техническим, научным);
2) педагогическое содействие собственно психическому развитию детей.
Значение первого направления для развития детей очевидно, так как ребенок должен научиться жить и действовать в том мире, в котором он пребывает. Приобщение детей к накопленному опыту и достижениям человечестваосуществляется путем обучения детей, включая овладение определенными способами. Однако не ко всем достижениям человечества детей можно приобщить через овладение способами. Так, очевидно, что нельзя научить «способам» совершения поступков на основе норм морали, хотя можно научить способам так называемого культурного поведения.
В образовательном процессе овладение любыми способами организуется взрослыми путем показа, объяснений, через собственную практику и опыт ребенка. Такой подход вполне оправдывает себя в работе со старшими дошкольниками.
Для того чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо связать содержание последнего с доступной для осмысления ребенком целью, к достижению которой побуждают реально действующие в данном возрасте мотивы.
По данным многих психолого-педагогических работ, соотнесение образовательного содержания с игровыми целями кардинально меняет отношение ребенка и стимулирует его активность в работе с таким содержанием.
Дело в том, что игровая цель всегда содержит тот понятный человеческий смысл, который так важен ребенку. Игровыми и воображаемыми являются не сами эти цели, а ситуации, в которые попадают игровые персонажи. Такие цели согласуются и с мотивационно-потребностными тенденциями детей.
К пяти годам у детей потребность в признании другими собственной значимости начинает частично конкретизироваться в потребности ощущения и признания другими своей компетентности в тех или иных сферах деятельности. Ребенок хочет показать: смотри, что я умею! - и именно эта потребность является базовой в мотивации учебной деятельности.
Ощущение потребности в компетентности как особой формы сознательной человеческой активности способствует появлению направленности на преобразование самого себя. Учиться - это как раз и значит повышать свою компетентность, изменять, совершенствовать себя, а не окружающий предметный мир.
На начальных этапах эта потребность удовлетворяется в играх с правилами, о значении которых для успешного школьного обучения отечественные психологи и педагоги пишут с 50-х гг. прошлого века (Л. С. Славина, А. В. Петровский и др.).
Традиционно разработка и использование в образовательном процессе игровых приемов всегда отдавались на волю желаний и выдумки воспитателя, что приводило и к удачным находкам, и к полному игнорированию «игрового фактора». Важным и принципиальным условием для новой организации эффективного образовательного процесса является создание научно обоснованных конкретных и подробных методик и систем применения игровых компонентов на разных возрастных этапах и в разных видах детской деятельности. Региональные особенности и традиции, а также такие условия, как город и сельская местность, Крайний Север, культурные традиции, должны найти отражение в содержании тех ситуаций, которые будут использоваться при обучении детей овладению способами действия и постановке соответствующих целей. Остается неизменным общечеловеческий, гуманный смысл целей – содействие нуждающимся, активная гуманная позиция ребенка в складывающейся ситуации.
В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества дошкольного образования планируется:
· пересмотр содержания и форм общения воспитателя с детьми в старшем дошкольном возрасте;
· разработка технологий, направленных на изменение внутренней позиции воспитателя, его ценностно-смыслового самоопределения как необходимого условия принятия и развития новых педагогических идей.
Педагогическое содействие психическому развитию детей. В настоящее время необходимость в специальном педагогическом содействии психическому развитию детей вызвана тем, что, по мнению специалистов, у многих детей отмечается отставание от возрастных характеристик и общепризнанных норм развития. Вместе с тем своевременное и полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте является основой дальнейшего развития ребенка.
Первые семь лет жизни принципиально отличаются от последующих возрастов числом и значимостью возникающих психических новообразований. Именно в дошкольные годы впервые появляются речь, деятельность со сложной системой целей и социальной мотивацией, сознание, личность. Каждое из этих масштабных новообразований имеет сложный состав и строение, а их основные составляющие возникают у детей в определенной последовательности и взаимосвязи.
В этом сложнейшем и малоизученном процессе в настоящий момент можно выделить следующие закономерности:
1. Появление каждой частной составляющей этих новообразований имеет свой сензитивный период. Это тот отрезок времени, когда в психике ребенка складывается та совокупность предпосылок, которая является максимально благоприятной для появления именно данной конкретной особенности, потенциала вполне определенного роста.
2. Возможности реализации потенциала развития детей имеют альтернативный характер и зависят от многих условий и обстоятельств жизни каждого конкретного ребенка. В стихийно складывающихся условиях потенциал развития ребенка часто реализуется или частично, или в нежелательных формах, или не реализуется вообще. Если педагогическое воздействие осуществляется не стихийно, а в нужный период и в строгом соответствии с законами развития психики ребенка, то имеющийся потенциал обеспечивает процессам развития нужное направление и динамику.
3. Появление у детей в сензитивный период важнейших психических новообразований имеет далеко идущие последствия, потому что именно они определяют условия и предпосылки становления более поздних элементов основных психических структур и, тем самым, судьбу последующего развития человека.
Из этих достаточно известных в психологической науке положений современной педагогикой еще не сделан практический вывод: своевременное, квалифицированное содействие психическому развитию ребенка значительно эффективнее и проще запоздалых попыток наверстать упущенное. Если психологического содействия нет, то педагог сталкивается с неблагоприятным состоянием детской психики, со скрытым сопротивлением сложившихся в ином направлении стереотипов.
 Так, например, отрезок времени перед началом и в ходе кризиса трех лет является сензитивным периодом для становления многих новых черт и особенностей в психике детей. Именно в этот момент особенно необходима забота о том, в каком направлении пойдет их развитие. Этот на первый взгляд не очень значительный сдвиг в деятельности и целеполагании трехлетних детей определяет, станет ли человек хотя бы отчасти созидателем или только потребителем; тем, кто стремится уметь, или тем, кто хочет только иметь. Это, казалось бы, далекое от школьной готовности различие в установках существенно влияет на мотивацию учебной деятельности. Желание и умение созидать становится одной из предпосылок стремления ребенка к повышению собственной компетентности – скрытого источника интеллектуальной и учебной активности.
 Нечеткость установки на созидание приводит к неприятию критики и неприязни к критикующим вместо деловой ориентации на повышение качества своей работы. В начальной школе такое восприятие ребенком объективной оценки его успехов детьми хорошо известно.
Менталитет и поведенческие реакции детей во многом определяются культурно-языковой средой, в которой они находятся. Особо ярко это проявляется у детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В связи с этим по отношению к представителям данных этносов требуется серьезный пересмотр образовательной политики, которая должна быть направлена на обеспечение физического, психического и социального комфорта.
 Разрыв единой целостной системы образования для той части детей, которые не могли систематически посещать дошкольные образовательные учреждения до 5 лет, и сосредоточение усилий на ее последнем отрезке 5–7 лет является опасным для психического развития человека в самый чувствительный период этого развития. Пренебрежение задачами обеспечения полноценного психического развития детей до 5 лет, когда закладывается фундамент деятельности, сознания и личности ребенка, обрекает дошкольную педагогику на фактический приоритет затратной коррекционной практики.
Необходимость специальных педагогических усилий для обеспечения психического развития в течение всего дошкольного детства была осознана педагогами и психологами уже в 1990-е гг. Появившиеся в это время новые программы дошкольного образования содержат первые весьма перспективные попытки постановки и решения данной проблемы. Во исполнение Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г. требуется принципиальное обновление системы научно-методического сопровождения образования, перестройка педагогической науки и преодоление ее оторванности от запросов современного общества в обеспечении непрерывности процессов обновления дошкольного образования.
Условно их можно определить как организационные модели подготовки детей к школе.
 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
В настоящее время подготовка детей 5-7 лет к школе осуществляется:
· в дошкольных образовательных учреждениях полного дня (для детей из семей риска – с круглосуточным пребыванием);
· в группах кратковременного пребывания детей на базе дошкольных образовательных учреждений, школ, культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования;
· в двуязычных дошкольных образовательных учреждениях;
· в кочевых детских садах-школах, стойбищных детских садах, интернатах семейного типа;
· в домашних условиях – с родителями или гувернерами (для детей из семей риска – с социальными работниками).
Дошкольное образование в группах кратковременного пребывания детей независимо от места проведения (дошкольные образовательные учреждения, школы, культурно-образовательные центры и центры дополнительного образования) целесообразно сосредоточить в центрах подготовки детей к школе. В связи с этим необходимо разработать пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс организации и проведения работы по подготовке детей к школе в мини-центрах (общие положения, правила организации, штатное расписание, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса, управление, финансирование, мониторинг и оценка эффективности и т. д.).
Чтобы обеспечить равный старт при переходе на следующую ступень образования, требуются разработка и введение единых критериев оценки планируемых результатов подготовки детей к школе и проектирование обязательного минимума содержания основных образовательных программ для всех организационных моделей.
Повышение качества подготовки детей к школе становится возможным путем модернизации содержания дошкольного образования, его форм и методов, а также разработки разнообразных видов методического обеспечения с учетом вариативных форм организации образования и уровня развития детей в городской и сельской местности.
В целях создания благоприятных условий достижения нового, современного качества дошкольного образования планируется:
· психолого-педагогическое обоснование новых подходов к перестройке деятельности педагога и его общения с детьми в связи с обновлением форм содействия психическому развитию ребенка;
· разработка единых требований к содержанию программ, которые реализуются в условиях групп кратковременного пребывания, и приведение их в соответствие с едиными целями дошкольного образования;
· разработка программ и методического обеспечения к ним в соответствии с едиными целями дошкольного образования и с учетом специфики обучения детей в условиях групп кратковременного пребывания на основе общественно-семейной модели дошкольного образования с использованием предметно-методических комплектов и автодидактических материалов.
Для подготовки детей к школе в домашних условиях необходимо разработать программно-методический комплект общественно-семейной модели дошкольного образования с учетом единых целей дошкольного образования и возможностей индивидуального общения с ребенком. Для социальных психологов, работающих с детьми из семей риска и их родителями, требуется создать специальное пособие.
Все материалы, связанные с программно-методическим обеспечением, должны быть подготовлены как на бумажных носителях, так и в электронной версии.
Программно-методические материалы должны быть адресованы руководителям дошкольных образовательных учреждений, методистам, воспитателям, учителям, родителям и всем тем, кто занимается проблемами подготовки детей к школе.
В электронной версии для педагогов и родителей должна быть предусмотрена возможность осуществлять не только самообучение, но и самоконтроль, направленный на определение уровня собственной компетентности.

Данный методический комплекс, призванный способствовать повышению профессионального уровня педагогов и качественной подготовке детей к школе, представлен следующей таблицей (см.)

3. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения имеют право оказывать семье образовательные услуги не только в рамках общих программ воспитания, образования и развития, но и так называемые дополнительные образовательные услуги. Как правило, хотя и необязательно, они являются платными и становятся важным инструментом экономической деятельности детского сада.
Оказание таких услуг регламентировано сегодня требованиями исключения дублирования в содержании основных программ и требованиями к максимально допустимым нагрузкам для детей дошкольного возраста.
Содержание дополнительного образования коллектив учреждения и его руководитель выбирают самостоятельно, исходя из потребностей и запросов семей детей, посещающих детский сад.
Нередко дополнительные услуги оказывают не сами воспитатели, а специалисты-предметники, которые обычно работают по собственному плану, именующемуся «авторской программой». В лучшем случае такая программа представляет собой развернутый тематический план работы на год.
В качестве отрицательных последствий, которые нередко наблюдаются в дошкольных образовательных учреждениях, можно отметить:
· перегруженность детей занятиями, избыточной сложной информацией;
· отсутствие стыковок содержания основных и дополнительных занятий;
· нескоординированность усилий педагогов-специалистов и воспитателей, работающих в группах;
· отток лучших профессионалов в сферу «преподавателей», проводящих только отдельные занятия в связи с их повышенной оплатой.
Очевидно, настало время упорядочить стихийно сложившуюся практику предоставления дополнительных образовательных услуг.
В качестве очевидного позитивного момента отметим, что многие занятия, которые родители хотели бы обеспечить своим детям, стало возможно получить в детском саду, без затрат сил и времени ребенка (и родителей) на утомительные переезды.
Разработка вариативных систем дополнительного образования должна стать заботой научных коллективов. Наиболее целесообразно, чтобы авторы комплексных, одобренных Минобрнауки России программ создали системы для использования в детских садах, работающих по этим комплексным программам. В этом случае содержание образования будет обоснованно увязано, время разумно распределено, а педагоги дошкольных образовательных учреждений получат готовый добротный инструмент для развития детей.
Дополнительные образовательные услуги могут быть направлены на решение различных задач, в их числе:
· развитие индивидуальных способностей и возможностей (программы для одаренных детей, детей с повышенными способностями к различным видам деятельности, с повышенным интересом к определенным сферам познания и т. п.);
· более глубокое и расширенное освоение той или иной культурной области в дошкольном образовательном учреждении, имеющем специализацию в виде приоритетного направления развития детей, например эстетически-художественного или спортивного;
· задачи оздоровления детей;
· реализация программы психологического сопровождения;
· коррекционная помощь детям с особыми потребностями, с логопедическими проблемами и т. п.
 Каждая из этих задач предполагает собственную логику построения программы, технологий и организацию работы с детьми и их семьями.
Отдельной проблемой является определение методологии расчета и нормативов стоимости таких услуг. В настоящее время они складываются стихийно и регулируются спросом и предложением, что в отдельных случаях приводит к ущемлению интересов отдельных групп детей.
Не менее важна и задача создания системы контроля качества таких услуг, которая определяла бы требования к материально-технической базе, условиям педагогического процесса, уровню квалификации специалиста, проводящего занятия с детьми дошкольного возраста.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ, ИХ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ
Государство рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики.
В рамках подпрограммы «Педагогические кадры России» Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников. Они будут включать в себя следующие основные направления:
1. Утверждение статуса дошкольного образования как первой ступени системы общего образования.
Все педагогические работники дошкольных образовательных учреждений должны получить возможность реализовывать право:
· на участие посредством профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики;
· свободное получение профессиональной информации, связанной с дошкольным образованием;
· на бесплатное пользование фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек;
· содействие повышению престижа и социального статуса работников сферы дошкольного образования;
· на активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач дошкольного образования;
· интеграцию российской системы дошкольного образования в мировую образовательную систему с учетом отечественного опыта и традиций;
· активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие сотрудников дошкольных образовательных учреждений в образовательных программах международных организаций и сообществ.
2. Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников дошкольного образования:
· введение финансирования расходов по оплате труда работников общеобразовательных учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации; при этом за счет введения нормативного финансирования должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда;
· приравнивание оплаты труда работников системы дошкольного образования к оплате труда учителей школы;
· на основе модернизации ETC переход к системе оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли; доведение средней заработной пла­ты руководящих и педагогических работников дошкольного образования до уровня средней по промышленности в 2007—2008 гг.;
· введение на федеральном уровне надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности, надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической деятельности;
· совершенствование системы пенсионного обеспечения всех категорий руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений;
· совершенствование системы медицинского и социального страхо­вания работников дошкольного образования;
· формирование отраслевой системы ипотечного кредитования при­обретения жилья;
· закрепление нормативно-правовыми актами Российской Федерации льгот педагогическим работникам в области оплаты жилья и коммунальных услуг в сельской местности.
3. Повышение профессионализма педагогических кадров.
Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально подготовленных педагогических кадров, способных к образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Признавая значимость дошкольного детства для всего дальнейшего развития человека, для достижения целей общего образования, государство должно обеспечить дошкольные образовательные учреждения руководителями и педагогами, как правило, с высшим образованием. Для этого необходимо:
· обновление содержания психолого-педагогической подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования с целью формирования потребностно-мотивационной сферы и развития профессионального мышления педагога;
· формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, способного работать в условиях личностно-ориенти­рованного взаимодействия с воспитанниками, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми с учетом особенностей различных моделей дошкольного образования;
· получение специального психологического образования работниками психологической службы дошкольного учреждения;
· совершенствование подготовки руководителей к управлению образовательным процессом в разных типах и видах дошкольных образовательных учреждений, направленной на удовлетворение запросов современной системы дошкольного образования (общественного, семейного и дополнительного);
· расширение форм получения профессионального образования работниками дошкольных учреждений (заочное, очно-заочное, экстернат, дистанционное);
· создание условий для целевой подготовки кадров для дошкольных учреждений на основе договора органов управления и учредителей ДОУ с высшим учебным заведением;
· разработка механизмов получения льготного кредитования обучения в вузе для детей сотрудников системы дошкольного образования;
· обеспечение условий для творческого роста, повышения квалификации, аттестации педагогических работников;
· создание возможности для переподготовки, получения второго высшего образования, освоения дополнительных образовательных программ руководителями и другими сотрудниками дошкольных образовательных учреждений для стимулирования карьерного роста работников;
· установление дифференцированной оплаты труда для работников дошкольных образовательных учреждений, имеющих диплом о высшем образовании (бакалавра, специалиста и магистра);
· материальное и моральное поощрение талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебно-воспитательный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы;
· установление специальных доплат и надбавок за руководство и участие в работе экспериментальных площадок, научных проектов, апробацию результатов исследований и внедрение в массовую практику современных достижений науки;
· повышение ответственности руководителей и педагогических работников за качество дошкольного образования;
· развитие высших педагогических образовательных учреждений как центров науки, культуры и новых технологий образования; создание на их базе комплексов (базовых учреждений) дошкольного образования;
· сближение образования и науки, включение научных исследований в образовательный процесс, взаимодействие научных организаций с образовательными учреждениями.
Базой для подготовки высококвалифицированных кадров для системы дошкольного образования должен являться государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Разработчики и эксперты проекта Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе
Разработка проекта Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе инициирована тем, что одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г., одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г., является обеспечение равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в начальную школу.
Авторы проекта Концепции в своей работе опирались на обширную теоретическую базу и практический опыт, накопленный в отечественной практике. В частности, учтены идеи В. И. Слободчикова, Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнова, И. Л. Кириллова, воплощенные в концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» (Москва, 2005).
Организатором разработки проекта являетсяотдел дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации (ФИРО).
Координаторы проекта:
Ф. Ф. Харисов, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспон-дент РАО, директор ФИРО;
Е. Ф. Сабуров, доктор экономических наук, научный руководитель ФИРО;
Е. Б. Куркин, кандидат педагогических наук, руководитель Центра общего среднего образования ФИРО.
Разработчики проекта:
Т. Н. Доронова, кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования ФИРО;
Т. И. Гризик, кандидат педагогических наук, ведущий специалист отдела дошкольного образования ФИРО;
Е. В. Соловьева, кандидат педагогических наук, ведущий специалист отдела дошкольного образования ФИРО;
М. А. Рунова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией охраны здоровья и физической культуры дошкольников ФИРО;
 Н. А. Короткова, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО;
С. Г. Якобсон, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО.
 
Существенный вклад в разработку проекта внесла М. Р. Леонтьева, главный редактор издательства «Просвещение».
Вопросы обеспечения системы дошкольного образования кадрами разрабатывались:
Л. М. Волобуевой, деканом факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидатом педагогических наук, профессором ГОУ ВПО МПГУ;
Т. И. Ерофеевой, заведующей кафедрой дошкольной педагогики, кандидатом педагогических наук, профессором ГОУ ВПО МПГУ;
Г. Н. Толкачевой, заместителем декана факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидатом педагогических наук, доцентом ГОУ ВПО МПГУ.
Вопросы повышения качества дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях разрабатывались М. Б. Зацепиной, доктором педагогических наук, профессором кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.
Культурно-языковая составляющая проекта Концепции предложена сотрудниками Центра национальных проблем образования ФГУ «Федеральный институт развития образования».
Проект Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе получил положительные заключения и поддержку ряда авторитетныхнаучных и образовательныхучреждений:
· кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО МПГУ (заведующая кафедрой кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Ерофеева);
· кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета (заведующая кафедрой кандидат психологических наук, профессор И. А. Бурлакова);
· Уральского отделения Российской академии образования.
 Проект Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе был одобрен участниками региональных совещаний (города Тольятти, Челябинск, Новоуральск Свердловской области, Анадырь и др.).