Журнал "Обруч"

   

Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей
2004-5 - Предшкола ( 2004-5

Тема номера:
Предшкола ("Обруч" в Казахстане)
АРХИВ НОМЕРОВ

2014-3 - Детская деятельность: инструменты личностного роста2014-2 - Личностный рост: ребенок и взрослый2014-1 - Личностный рост: Первые старты

РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК

Школьный Логопед. Логопедическая помощь детям с нарушениями устной и письменной речи.  

 
    
   

 

 

 

Предшкола, или Зачем нужно дошкольное образование?

Казалось бы, для всех очевидно, что дошкольное образование — важно. А в Казахстане пришлось доказывать, что оно жизненно необходимо и без него просто невозможно полноценное функционирование всей системы образования.
Доказывать пришлось, что называется, «от обратного». Ни в России, ни в Белоруссии, ни в Украине сеть ДОУ не подверглась такому радикальному разрушению, а потому и негативный эффект отсутствия детских садов не был столь очевиден. В 1998 году казахстанские  детские сады посещало 10,8 % от общего числа дошкольников!
 
«Дошкольники» Казахстана очень гордятся тем, что Президент Нурсултан Назарбаев именно дошкольному образованию и воспитанию уделяет огромное внимание.
 
— Представляете, сколько детей приходило в школы неподготовленными? — с этих слов вице-министр образования и науки Республики Казахстан г-жа Куляш Шамшидинова начала свой разговор с корреспондентами «Обруча». — Ситуация стала нетерпимой уже несколько лет назад. Но когда Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил перед своим народом задачи создания конкурентоспособной нации, тема образования, причем всех его ступеней, начала с неизбежностью выдвигаться на первый план. Вопрос встал ребром: без дошкольной подготовки не может быть нормальной начальной школы!
Из Послания Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" (Астана, 19 марта 2004 года)
«Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности».
«Необходимо, во-первых, приступить к восстановлению системы детских садов и формированию полнокровного дошкольного образования. Пока же там, где это возможно, необходимо развивать дошкольное образование при школах».
 
Проблему эту мы начали решать еще пять лет назад путем открытия предшкольных государственных бесплатных классов, — продолжила свой рассказ вице-министр. — Пяти-шестилетние дети посещают эти группы, и здесь охват составляет более 60 %. Разработаны соответствующие учебно-методические программы. Перспективы положительные. Система ДОУ восстанавливается. Школы строятся, ремонтируются, оснащаются. Президент лично контролирует этот процесс. Только за последний год бюджетные ассигнования государства в систему образования выросли на 45 %. Однако мы считаем, что в дошкольном образовании и воспитании должно участвовать не только государство, но и ведомственные, и частные структуры.
 
Из сообщений прессы:
Охват детей в системе дошкольного образования города Астаны составляет лишь 30 процентов. Об этом сказал Президент Республики Казахстан 5 мая 2004 г. на встрече с главами министерств и руководителями крупных строительных компаний. «Высок уровень дефицита мест в детских садах республики. Надо строить больше муниципальных детсадов и привлекать бизнесменов к этой работе», — отметил Н. Назарбаев.
 
На сегодняшний день 13 % детей охвачено частными ДОУ, 3 % — ведомственными садами. Сейчас планируется разработка законопроекта о дошкольном воспитании, в котором предполагается четкое определение роли государства, семьи, частных органов, ведомственных форм, а также структур и служб, занимающихся разработкой программ и учебников. Мы предлагаем развивать разные формы, разные программы дошкольного воспитания: семейную, краткосрочную, суточную и т. д. 
 
За подробностями мы обратились к доброму другу «Обруча», главному специалисту по дошкольному образованию Министерства образования и науки Республики Казахстан Гаухар Саймасаевой:
— Гаухар, читателям журнала наверняка будет интересно узнать, что такое предшкола, каковы успехи и трудности реализации этой не очень знакомой пока для отечественного дошкольного образования модели.
— По данным исследований ЮНЕСКО, Европейского союза и японской Ассоциации раннего развития экономическая отдача от средств, вложенных в дошкольное воспитание, в семь раз превышает первоначальные затраты. Последующий жизненный успех детей полностью зависит от развития их базовых социальных и творческих способностей в возрасте 3—6 лет. Потеря от отсутствия обучения и воспитания в этом возрасте не может быть компенсирована.
Поэтому в государствах с эффективными экономикой и образовательной системой существует институт предшколы (pre-schools), который дает всем детям, как минимум в течение двух лет, бесплатное, финансируемое из государственного бюджета, дошкольное образование. Так, предшколой в Нидерландах, Италии, Англии, Бельгии, Франции охвачено около 100 % четырех-пятилетних детей, в Швеции, Португалии, США, Австрии, Германии — около 80 % пятилетних детей. Среди стран СНГ в этом вопросе лидируют Россия и Белоруссия, которые услугами яслей и садов обеспечивают от 55 до 70 % детей в возрасте от 1 года до 6 лет.
В Казахстане предшкола на сегодняшний день позволила охватить детскими садами 1детскими садами 19,1 % детей в возрасте от 1 года до 6 лет, создать около 12 тысяч предшкольных классов и групп, которые посещают 63 % пяти-шестилетних детей.
Создана нормативно-правовая и учебно-методическая база. Разработаны, апробированы и внедряются  19 учебно-методических комплексов из 82 наименований на государственном и русском языках. В настоящее время около 40 % детей в предшколе обеспечены этими учебниками за счет местных бюджетов.
Казахстанская предшкола получила одобрение и поддержку со стороны родителей, педагогического сообщества и положительную оценку таких международных организаций, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, АБР, ВБРР и др.
В целях развития обязательной и бесплатной предшкольной подготовки пяти-шестилетних детей в дошкольных организациях и общеобразовательных школах была изучена деятельность областных департаментов образования. Полученные итоги рассматривались на Республиканском совещании по проблемам предшкольной подготовки детей, апробации и внедрения новых учебников предшколы (27 мая 2003 г., г. Талдыкорган), где было отмечено, что в развитии дошкольного воспитания и предшколы имеется ряд проблем, которые требуют неотложного решения. Что же это за проблемы?
Во-первых, нас по-прежнему волнует сохранение сети дошкольных организаций, развитие новых, низкозатратных моделей дошкольного воспитания: мини-центров, групп кратковременного пребывания детей. Суть этих моделей заключается в создании бесплатных мини-центров дошкольного воспитания на базе сельских школ, внешкольных и дошкольных организаций, клубов с ежедневной двухчасовой образовательной программой. Такие модели широко применяются в практике британского, французского, немецкого, японского, американского образования. Нами разработаны и направлены в органы образования методические рекомендации об организации дошкольных мини-центров — групп кратковременного пребывания детей, комплексов «школ-детский сад». Кроме того, в «Санитарные нормы и правила устройства и содержания общеобразовательных школ» включены положения, определяющие условия организации мини-центров в зданиях школ, утвержденные приказом министра здравоохранения Республики Казахстан.
В результате в октябре 2003 г. в дошкольных организациях, общеобразовательных школах впервые организовано 106  таких  групп кратковременного пребывания (в том числе 51 на селе). Их посещают 1642 ребенка, на селе — 346 детей. Оплата работы педагогов осуществляется в основном за счет внутренних резервов или экономии фонда заработной платы дошкольных организаций и школ, на базе которых функционируют группы. В Восточно-Казахстанской и Кызылординской областях в целях присмотра и ухода за детьми впервые открыты 13 детских садов на дому. В 2004 году Департамент планирует подготовить примерные образовательные программы работы с детьми в условиях мини-центров и семейных детских садов.
Во-вторых, огромного внимания требует улучшение среды обучения в предшкольных классах и группах. Согласно концепции предшкольной подготовки детей ключевым условием эффективности предшкольных классов является организация такой педагогической и предметно-пространственной среды, которая обеспечивала бы развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечала бы их интересам, потребностям, желаниям, склонностям.
Однако оценка развивающей среды показывает, что в большинстве сельских предшкольных классов в учебно-воспитательном процессе используется классно-урочная система: прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, жесткие формы контроля. Отсутствует дошкольная мебель, игрушки, пособия.
При организации предшкольных классов администрацией ряда школ (Атырауской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Мангыстауской областей) предъявляются заниженные требования к созданию развивающей среды, а в большинстве случаев эти требования вообще не принимаются во внимание. Эти вопросы не получают должного отражения в программах подготовки и переподготовки дошкольных специалистов.
Одним из направлений решения данных проблем является создание 51 модельного предшкольного класса и группы с центрами активности детей, в которых педагоги признают за детьми право выбора и создают стимулирующую атмосферу взаимного внимания, организуют учебную среду таким образом, чтобы дети работали как в сотрудничестве с другими детьми, так и самостоятельно. Модельные классы оснащены современной дошкольной мебелью, игровым и физкультурным оборудованием.
Весомый вклад во внедрение и использование методов, ориентированных на ребенка и родителей, вносят 500 дошкольных групп, работающих по международной дошкольной технологии «Шаг за шагом» (Step by Step). Философия «Step by Step» поощряет детей творчески выражать свои идеи, помогать друг другу, развивать навыки критического мышления, учиться брать на себя ответственность. Модельные предшкольные классы и группы «Step by Step» становятся базовыми площадками организаторов образования, дошкольных педагогов по обучению современным подходам к организации дошкольного воспитания и обучения. 
Для изучения и обобщения лучшего казахстанского опыта по совершенствованию кадрового, материально-технического потенциала и в связи с 5-летним юбилеем предшколы Департаментом запланировано проведение в г. Костанае в первой  декаде сентября 2004 года республиканского семинара-совещания заведующих районных и городских отделов образования, преподавателей дошкольных факультетов и отделений педагогических вузов и колледжей «5 лет — предшколе: проблемы и перспективы». Планируется, что в работе совещания также примут участие дошкольные ученые и практики из России, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии.
Прекрасно понимая, что предшкола — новая интересная и многообещающая модель модернизации дошкольного образования, и, безусловно, рекомендуя всем нашим читателям подробнее познакомиться с опытом Казахстана в этой области, а кому особо повезет — побывать на совещании в г. Костанае, «Обруч» тем не менее задумался: «Не заменит ли структура предшколы детский сад как таковой?». Мы рискнули задать этот вопрос непосредственно министру образования Казахстана.
И вот какой ответ получили: «Непременно будет разработана и программа возрождения детских садов. Сейчас нам здесь похвалиться особо нечем, но мы воспринимаем конструктивную критику в свой адрес и работаем в этом направлении». Этот ответ еще раз подтвердил наблюдение «Обруча» — управление образованием в Казахстане в крепких руках!



НАШ ОПРОС
Как вы поступаете, когда не знаете ответа на детское «почему»?

Честно признаюсь, что не знаю
Запоминаю вопрос и ищу в книгах или в интернете
Придумываю ответ на ходу
Отшучиваюсь, перевожу тему
Ответ: «подрастешь – узнаешь» – меня не подводит



Посмотреть результаты опроса
Всего проголосовало 1410 человек


 

Наши координаты:

Адрес: 115551, г. Москва, а/я 69

Телефон/факс: (495) 392-7563

(495) 661-5798, 969-3827

E-mail: info@obruch.ru

Skype: Magazine_Obruch

Редакция не всегда разделяет точку зрения авторов публикуемых материалов.

За содержание рекламы несут ответственность рекламодатели.

При перепечатке ссылка на "Обруч" обязательна. 



 

 


Rambler's Top100
2014 © Обруч.
Создано Webmedia.RU на технологии DSite