Негосударственное дошкольное образование в современной России имеет примерно четвертьвековую историю. Первые частные детские сады стали открываться в начале 90-х, по некоторым данным – в конце 80-х годов прошлого столетия. За это время система пережила и подъем с неизбежной эйфорией и постепенный упадок, практически лишившись государственной поддержки, что практически поставило под вопрос само ее существование. Выжили некоторые сети частных детских садов, что подтвердило эффективность этой организационной формы, ее способность выдерживать удар самых жестких экономических кризисов…
Говорить о возрождении системы пока преждевременно. Но «всероссийская очередь» в детские сады – весьма, кстати, неоднородная в различных региональных и местных условиях – заострила необходимость в этом. Понятно, что речь не только о частных садиках, но и обо всех альтернативных, точнее, вариативных формах предоставления качественного дошкольного образования. И тем более – не только о ликвидации очереди, особенно, если сводить задачу к обеспечению семей дополнительными «камерами хранения» детей.
Негосударственное дошкольное образование – это еще и новые возможности в построении педагогической работы с детьми, расширение спектра образовательных услуг, которые по определенным причинам не могут быть предоставлены государственными (муниципальными) ДОО. И одновременно – инновационный ориентир для развития государственной системы дошкольного образования, лаборатория педагогических идей и решений, результаты работы которой могут быть в перспективе востребованы в самых широких масштабах.
Именно этим мы руководствовались, работая над номером, посвященным негосударственным ДОО.